Топливная форсунка или инжектор — важная составляющая системы впрыска мотора. Она подает топливо и распыляет его, создает топливно-воздушную смесь. Процесс распыления осуществляется во впускном коллекторе через сопла. Они в свою очередь образуют топливный факел, смешивают воздух с топливом и происходит сгорание этой смеси. Именно от качества этой топливно-воздушной смеси и зависит расход топлива, запуск мотора, его мощность.
Используется топливная форсунка (инжектор) во всех системах впрыска двигателя. Их ключевое отличие заключается в рабочем давлении. К примеру, ТНВД нагнетает дизельное топливо до сотен атмосфер, а бензонасос создает его в 2 атмосферы.
Особенности устройства форсунки
Состоит она из следующих элементов: электромагнит, запорная игла, якорь, распылитель, поршень управляющего клапана, подпружиненный шток. В зависимости от предназначения инжектор может иметь немного другую конструкцию. К тому же, все совершенствуется, изменяется. Касается это и топливных форсунок.
Сегодня производители предлагают изделия с разным устройством и принципом работы. Обусловлено это требованиями современного автопрома.
Виды топливных форсунок и их особенности
- Механические. Предназначены они для простейших моделей ДВС. Работа их основывается на открытии клапана при достижении определенного показателя давления. При его повышении подпружинная игла поднимается и на распределитель поступает горючее, при его снижении игла опускается.
- Электромагнитные. Основывается их работа на подаче в цилиндры горючего за счет движения иглы электромагнитным клапаном. Регулируется работа клапана электроблоком управления. Это значит, что горючее без определенного сигнала в распылитель не попадает.
- Пьезоэлектрические. Схожи с электромагнитными элементами по принципу работы. Только действие их основано на пьезоэлектрическом эффекте (по аналогии с электрозажигалкой). Их главное преимущество — быстрое срабатывания клапана. За один цикл подачи топлива совершается впрыск до 9 раз, что значительно улучшает эффективность и увеличивает мощность ДВС. Кроме того, к достоинствам этого элемента можно отнести низкий уровень шума, экономичный расход топлива и улучшение плавности хода техники.
- Насос — форсунки. Это интегрированная система без ТНВД. Представляет она собой насос, совмещенный с форсункой. Функционирует эта система следующим образом: насос низкого давления подает топливо, а давление для впрыска нагнетается под воздействием кулачков распредвала. Результат — качественное распыление топлива.
Техобслуживание форсунок
Попадание грязи в ТНВД выводит из строя всю систему, а это дорогостоящая операция. Избежать этого возможно при условии использования качественного топлива.
Также для продления срока службы инжектора необходимо выполнять его промывку. Промывка инжектора является необходимой процедурой по уходу за транспортным средством. Рекомендуется проводиться ее с периодичностью в 25 000 км пробега.
Зачастую владельца техники игнорируют эту процедуру, экономя время, деньги. Но в один момент может произойти непредвиденное — двигатель перестанет запускаться с первой попытки. Если закрывать на это глаза, то совсем скоро придется крупно потратиться на ремонт топливной системы. Чтобы этого не произошло, стоит заменить форсунки или промыть их.
Процедура химической промывки занимает около 2- х часов. Многие СТО предлагают ультразвуковую промывку.
Эти процедуры помогают увеличить срок службы элементов и топливной системы в целом, повысить мощность двигателя, снизить расход топлива.
Своевременное ТО и правильный уход за техников — гарант ее качественной и бесперебойной работы.